На уроке продолжаем изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Говорим о социальном и духовном содержании произведения.
Чтобы увидеть материалы урока, нажмите "Подробнее".
Теория
В комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" традиционно выделяют социальную и духовную проблематику.
С социальной точки зрения в произведении высмеиваются пороки государственной власти. Главный конфликт - противоречие между тем, чем занимаются чиновники, и тем, чем должны заниматься. Изображены казнокрады, карьеристы, взяточники, доносчики (каждый сам за себя), бездельники. Ими руководит высокомерие, угодничество, стремление занять более выгодное место. Притом всё это изображается не как индивидуальные пороки конкретных чиновников, а как общепризнанные нормы жизни, вне которых власти не мыслят своего существования. Гоголь посмеялся над тем, к чему люди настолько привыкли, что перестали замечать.
Если смотреть с духовной точки зрения, замечаешь, что представление о подлинном смысле жизни у героев утрачено. Их ум и сердце полностью поглощены мелочным и ничтожным приобретением "сокровищ земных" (карьера, власть, богатство). Они забыли о главном: о душе, вечности и Боге, о необходимости приобретения "сокровищ небесных" (совесть, доброта, милосердие, честность, справедливость). При этом они не замечают, что духовно больны, считают свою бездуховную бессмысленную жизнь нормой. Истинную же суть своих действий скрывают ложью самим себе (Хлестаков и становится воплощением всеобщей лжи).
Автор искренне верил и надеялся, что читатели и зрители, посмотревшись в "Ревизора", как в зеркало (см. эпиграф комедии "На зеркало неча пенять, коли рожа крива"), заглянут в свою душу, посмеются над своими недостатками и задумаются о вечных ценностях. Здесь любимая гоголевская идея очищающего смеха. Смех над героями комедии надо обратить в самих себя и изгнать из души собственных "взяточников", т.е. свои пороки (отсюда реплика городничего к зрителям: "Чему смеетесь? Над собою смеетесь!").
Н.В. Гоголь утверждал, что изобразил не только реальный город России с продажными чиновниками, но и душевный город, который есть внутри каждого из нас. Чиновники - это страсти, пороки, расхищающие сокровища нашей души. Хлестаков - лживая, ветреная совесть, перед которой легко оправдаться. Настоящий ревизор - Бог, наша проснувшаяся неподкупная совесть, которая ждёт нас после смерти. Надо успеть сделать ревизовку в своей душе до смерти. Немая сцена - символ Страшного суда, где уже ничего не изменишь (чиновники окаменели), который настанет в тот час, когда не ждём. Данная сцена должна была вызвать у зрителей катарсис (сильное потрясение), ведущий к осознанию и исправлению.
Дополнительная информация по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
План урока:
Сделать конспект (краткое изложение) теории в рабочей тетради.